На протяжении последних лет в Киеве повышался спрос на коммерческие площади, в результате чего на рынке возник дефицит, а их цена увеличилась за эти годы в разы и существенно превышала стоимость квартир. Одним из вариантов решения данной проблемы стал массовый перевод из жилого фонда в нежилой расположенных на первых этажах зданий квартир для последующего их использования под размещение коммерческих объектов: магазинов, парикмахерских, офисов и пр. Как выяснила «ДС», с 2004 г. в Главном управлении жилищного хозяйства КГГА было зарегистрировано свыше 1,6 тыс. дел на перевод зданий и помещений из жилого фонда в нежилой, а более 50 таких заявок сейчас ждут рассмотрения. По словам заместителя столичного мэра Людмилы Денисюк, процедура изменения целевого назначения всегда была очень громоздкой и длительной, вследствие чего у чиновников на каждом ее этапе появлялась возможность требовать от бизнесменов взятки. Подтверждает это и председатель Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский, добавивший, что из-за этого в городе работает огромное количество посредников (юридические, консалтинговые, риэлторские и прочие фирмы), которые берутся решать данные вопросы для предпринимателей за вознаграждение. «Ежедневное дежурство представителей таких структур возле входа в киевское отделение БТИ и Главкиевархитектуру указывает на то, насколько коррупционную схему мы сегодня имеем. В стоимость их услуг обязательно входят стимулирующие чиновников гонорары за ускорение процедуры», — заявил «ДС» г-н Хмилевский.
Искоренить коррупцию в этой сфере и облегчить жизнь бизнесменам решило Главное управление регуляторной политики и предпринимательства КГГА, разработавшее недавно проекты трех взаимосвязанных документов: «Об утверждении Порядка подготовки и выдачи разрешений на перевод приспособленного для проживания жилого дома, жилого помещения в нежилое», «Об утверждении
Порядка подготовки и выдачи разрешений на перепланировку и переоборудование нежилых помещений с целью их использования для хозяйственной деятельности» и «Об утверждении Порядка подготовки и выдачи разрешения на пристройку или обустройство входной группы». «После перевода помещений в нежилой фонд около 90% предпринимателей пытаются их перепланировать и сделать отдельный вход, что собираются регламентировать этими решениями», — пояснила г-жа Денисюк. Все три документа содержат полную пошаговую регламентацию действий заявителя и чиновников, причем время получения разрешения или отказа ограничено 30 рабочими днями. «На сегодняшний день этот срок ничем не ограничен, что позволяет затягивать выдачу необходимого согласования. В разработанных нами документах из схемы выброшено огромное количество согласований и четко перечислены документы, которые для этого потребуются. То есть большего требовать у бизнесмена чиновник не сможет», — рассказал «ДС» заместитель начальника Главного управления регуляторной политики и предпринимательства Александр Шлепнин.
Действительно, новый Порядок предполагает сократить количество согласований примерно в два раза. Более того, в нем указано, что в случае отказа в получении соответствующего разрешения заявителю будет четко прописана причина со ссылкой на определенные законы и нормативные акты. «Получив аргументированный отказ, предприниматель, если он прав, сможет оспорить его в суде. Сейчас у него шансов сделать это немного», — уверяет г-н Шлепнин.
Правда, в ГУ жилищного хозяйства мэрии отмечают, что изменение целевого назначения помещений уменьшает жилищный фонд города и зачастую усложняет жизнь соседям. Поэтому разработанный муниципалитетом Порядок предусматривает наличие у заявителя их согласия и справки об отсутствии возражений со стороны обслуживающей дом организации. Проект документов содержит и перечень причин, по которым предприниматель может лишиться разрешения на перевод помещения в нежилой фонд: нарушение правил использования его в жилом доме и отказ от переоформления договора с коммунальными службами на оплату их услуг по тарифам для нежилых помещений, которые сегодня существенно выше, чем для жил-фонда.
Виктор Хмилевский уверен, что после принятия этих проектов количество желающих получить такие разрешения увеличится. «Это позитивно скажется на развитии бизнеса, а значит, и на наполнении городского бюджета», — уверен он. В Госкомпредпринимательства Киева также считают, что сама идея упростить процедуру получения разрешений в структурах КГГА прогрессивна, но проекты мэрии не совсем согласуются с существующей законодательной базой. Например, по словам главного юрисконсульта этой организации Сергея Ластивки, в пункте об отказе в выдаче разрешения необходимо четко перечислить возможные причины такого решения. В пунктах касательно оплаты согласований нужно не только прописать, что это делается в соответствии с законом, но и все детализировать. «Чтобы не было соблазна брать любую плату, если в законе эти тарифы не установлены», — говорит он. Глава столичного Госкомпредпринимательства Виталий Апостолов добавил, что для облегчения жизни бизнесменам должен действительно заработать «Единый офис», который предполагает минимизацию контактов с чиновниками, с которыми будет иметь связь только администратор этой структуры. Но в муниципалитете парируют, что все согласования можно получить и без «Единого офиса» по прописанной в проектах документов упрощенной схеме. «Хотя по распоряжению КГГА на базе своего управления такой центр мы создали, но он пока неэффективен — договоры о сотрудничестве с ним подписали не все управления мэрии, — объясняет Александр Шлепнин. — Дополнения к соответствующему закону, которые предполагают создание «Единого офиса» в КГГА, приняты Верховной Радой в первом чтении. Когда парламент их примет окончательно, мы к этому будем уже готовы, так как сейчас приводим всю разрешительную систему к цивилизованным нормам».
Источник: prometr.com.ua